Рост этого рынка замедлится на фоне высоких ставок по депозитам
Продажи ювелирной продукции в рознице по итогам 2024 г. вырастут на 26–30%, но в 2025 г. темпы роста серьёзно замедлятся. Такой прогноз дают участники рынка и аналитики. По данным гендиректора сети Sokolov Николая Полякова, в прошлом году продажи ювелирных изделий в стране составили 461 млрд руб. в денежном выражении, увеличившись на 26% год к году. В сентябре 2024 г. близкий прогноз по объёму рынка давало аналитическое агентство Infoline, где ожидали рост на 26,3% до 470 млрд руб.
Гендиректор Ассоциации ювелиров России Вадим Серов оценивает рост продаж в 30%. Объём рынка, по его словам, в 2024 г. составил около 460 млрд руб.
В сети Sokolov продажи за год выросли на 38% до 69 млрд руб. В Sunlight, "585 Золотой", Miuz Diamonds, "Адамасе" на запросы "Ведомостей" не ответили.

В сети UNOde50 (входит в Inventive Retail Group), по словам вице-президента по детским и ювелирным товарам Марии Голенковой, объём продаж в деньгах вырос на 50%, как и реализация ювелирных украшений в натуральном выражении. Абсолютных цифр топ-менеджер не привела. Сеть в меньшей степени зависит от цен на драгметаллы в отличие от ювелирной продукции, поскольку в составе изделий – особый сплав с покрытием, добавила она.
Именно динамика цен на золото стала ключевым фактором роста продаж в деньгах, отмечает Поляков. По данным ЦБ, цена золота увеличилась с 1 января по 28 декабря 2024 г. на 45% до 8551,7 руб. за 1 г, серебра – почти на 46% до 96,9 руб. за 1 г.
Из-за подорожания сырья выросла себестоимость производства, а вслед за ней и среднерозничные цены, объясняет Поляков. По его словам, за девять месяцев 2024 г. средний чек при покупке ювелирных изделий увеличился на 17% до 8600 руб., а в целом за год рост составил около 20%.
В то же время общее количество чеков (покупок) в 2024 г., по оценкам Полякова, в целом по стране осталось на уровне 2023 г. Покупатели, по его словам, стали отдавать предпочтения более дешёвым золотым изделиям (с меньшим весом драгметалла) и серебряным украшениям. Серов возражает – рост, по его оценкам, произошёл и в количестве проданных ювелирных украшений по итогам 2024 г. на 3-5% в сравнении с 2023 г. По словам Полякова, люди не изменяют привычкам, при этом успевая накапливать средства на депозитах. По данным ЦБ, на 1 декабря 2024 г. россияне держали на счетах 53,9 трлн руб., из них 38,4 трлн руб. – на депозитах (+31% год к году).
В России также продолжает расти доля онлайн-продаж ювелирных изделий через интернет-магазины и маркетплейсы, которая достигла 27% рынка, говорит Поляков. Треть из этого объёма, по его оценкам, приходится на маркетплейсы.
На Wildberries продажи ювелирных изделий в 2024 г. выросли на 32% в деньгах и на 25% – в натуральном выражении, сообщил представитель объединённой компании Wildberries & Russ. В Ozon приводят данные по итогам трёх кварталов 2024 г. – спрос на ювелирные украшения на Ozon Fashion вырос в 2,2 раза год к году в денежном выражении и в 1,7 раза – в штуках, сообщил представитель Ozon. Число клиентов, покупающих ювелирные украшения, по его словам, выросло на 64%. Абсолютных цифр маркетплейсы не приводят. Представители обеих онлайн-площадок указывают на рост доверия населения к покупкам на маркетплейсах благодаря взаимодействию с государственной системой, контролирующей оборот ювелирных изделий.
Поляков прогнозирует замедление темпов роста ювелирного рынка в 2025 г. до 10-12%. Серов говорит, что замедление произойдет "с большой долей вероятности". По его словам, многие аналитики ожидают, что динамика цен на золото в 2025 г. не будет такой интенсивной, поскольку именно стоимость этого драгметалла "в большей степени определяла объёмы рынка". Голенкова из IRG также ожидает, что рост в 2025 г. будет "существенно сдержаннее". Это связано как с финансовыми условиями на рынке, так и с более сдержанным уровнем потребления, поясняет она.
Исполнительный директор Гильдии ювелиров России Владимир Збойков говорит, что продажи в натуральном выражении в 2025 г., скорее всего, не изменятся по сравнению с 2024 г., "но могут и снизиться". Динамика рынка в денежном выражении, по его мнению, будет зависеть от валютных курсов и стоимости драгметаллов. В 2024 г. появился новый класс покупателей ювелирных изделий – семьи участников СВО, добавляет он. Но в 2025 г., по мнению Збойкова, они будут менее активны. Продажи на маркетплейсах также уже не будут выступать драйвером роста, а высокие ставки по депозитам делают их привлекательными для сбережения средств, добавляет он. Ситуация, по оценкам Полякова, может улучшиться к 2026 г., когда "набежавшие проценты" по вкладам сформируют отложенный спрос.
Источник: Ведомости