Новости

Ювелиры просят отсрочить обязательную маркировку изделий

Ювелиры через отраслевые ассоциации пытаются добиться как минимум переноса на два года сроков внедрения обязательной физической маркировки своих изделий, которая должна стартовать в марте 2024 года. Максимальная задача участников рынка — добиться полного отказа от маркировки, оставив на ювелирных изделиях только двумерный штриховой код. Свои предложения объединения объясняют тем, что производители не успевают в установленный срок подготовиться к новым правилам. В Федеральной пробирной палате между тем отмечают, что у ювелиров было достаточно времени для этого и запуск маркировки уже откладывался несколько раз.
В распоряжении “Ъ” оказалось письмо, где Ассоциация ювелиров (объединяет крупные отраслевые компании, на долю которых приходится 50% розничных продаж в РФ) просит премьер-министра РФ Михаила Мишустину перенести на два года (до 1 сентября 2026 г.) срок обязательной маркировки ювелирных изделий, заявленных в качестве остатков. В аппарате правительства сообщили “Ъ”, что получили обращение и оно «будет рассмотрено в установленном порядке».
С 1 марта вводится обязательная физическая маркировка (с нанесением кода на поверхность изделий) всей ювелирной продукции. А изделия, заявленные в качестве остатков, должны быть промаркированы до 1 сентября.
Ассоциация в своем письме указывает, что с 1 января 2023 года вступили в силу нормы, отменившие упрощённую систему налогообложения (УСН) в ювелирной отрасли. И сейчас участники рынка регистрируют все запасы своей продукции в ГИИС ДМДК — госсистеме по контролю за оборотом драгоценных металлов, камней и изделий.
Фото: Владимир Рыбаков
Изначально Федеральная пробирная палата (ФПП) по срокам запуска маркировки и внедрению системы ГИИС ДМДК ориентировалась на текущие объёмы бизнеса, но после отмены УСН выявилось большое количество дополнительных изделий, которые раньше никак и нигде не фигурировали. Учитывая реальные объёмы рынка, невозможно промаркировать весь объём изделий к установленным срокам. Кроме того, при отправке украшений на маркировку магазины останутся с полупустыми прилавками в среднем на два месяца, поясняет гендиректор Ассоциации ювелиров Вадим Серов.
В ФПП заявили “Ъ”, что внедрение системы прослеживаемости товаров привело к «обелению» ювелирной отрасли. При этом, как уточнили в палате, Минфин подготовил проект постановления, разрешающий не маркировать некоторые мелкие изделия после их проверки сотрудниками ФПП, так как такие украшения составляют около 5–10% от общего объёма. В ФПП также считают, что около 20–25% изделий, находящихся сейчас в остатках, «могут иметь клейма сомнительного происхождения», и сведения о фальшивых данных будут направляться в правоохранительные органы. Изделия, на которые нанесены такие клейма, будут оставаться в палате в ожидании итогов разбирательства.
В то же время другое объединение — Гильдия ювелиров – обратилась к главе комитета по бюджету и финансовым рынкам Совета Федерации Анатолию Артамонову с инициативой совсем отказаться от физической маркировки ювелирных изделий, оставив только двумерный штриховой код, наносимый на неразрывно связанную с изделием бирку.
Копия этого письма также есть у “Ъ”. В Совете Федерации не ответили “Ъ”. Гильдия предлагает не сразу отказаться от обязательной маркировки, а перенести её на два года и за это время посмотреть, как на практике будет вестись оборот ювелирных изделий с двумерным штриховым кодом и уникальным номером (УИН).
Фото с сайта shop.f-trade.ru
В письме сенатору гильдия утверждает, что риск «перевешивания» бирок с кодами с одного изделия на другое или дублирования бирок с идентичными кодами и навешивания на несколько изделий отсутствует из-за внедрения универсальных транспортных модулей. Через эти модули розница производит автоматический запрос на соответствие изделия на его уникальный номер. «В такой ситуации для производителей умышленное перевешивание бирки с УИН и двумерным штриховым кодом экономически невыгодно», — утверждают в Гильдии. Также из-за малых габаритов покупатель не может считать микрокод на ювелирном изделии при его покупке, он также часто оказывается нечитаемым при применении сканеров.
В Федеральной пробирной палате отмечают, что предельный срок для маркировки уже дважды переносился, поэтому необходимо «ещё раз просчитать последствия такого решения и уточнить реальные объёмы ювелирных изделий». Там полагают, что ещё один перенос сроков может в целом дестимулировать рынок, что повлияет на процесс подтверждения подлинности изделий.
Источник: КоммерсантЪ