Новости

Ювелирный рынок: Новый ландшафт в цифровой среде

С 30 мая по 2 июня в Москве проходил IX международный форум бизнеса и власти «Неделя российского ритейла 2023». В рамках мероприятия 1-го июня состоялась экспертная сессия «Ювелирный рынок. Новый ландшафт в цифровой среде» - это первая отдельная отраслевая сессия форума.

Представители отрасли и профильных ведомств обсудили текущую ситуацию на розничном ювелирном рынке, а также перспективные направления его развития. Обсуждались вопросы:
  • Государственной политики в сфере оборота ДМДК;
  • Тренды развития налогообложения в ювелирной отрасли;
  • Ювелирный e-com как драйвер развития отрасли;
  • Особенности ценообразования ювелирной розницы.
Спикерами сессии выступили:

Николай Маргаритов, замдиректора Департамента государственного регулирования отрасли драгоценных металлов и драгоценных камней Минфин РФ;
Дмитрий Замышляев, заместитель руководителя ФПП;
Юлия Мартынюк, заместитель начальника Управления федерального государственного пробирного надзора, финансового мониторинга и пробирных работ, ФПП;
Вадим Серов, генеральный директор Ассоциации ювелиров;
Артём Соколов, президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ);
Николай Поляков, генеральный директор SOKOLOV;
Игорь Данилов, генеральный директор SUNLIGHT;
Ольга Москвичёва, коммерческий директор категории «Ювелирные изделия» OZON;
Наталья Тузова, CEO, основатель, совладелец группы компаний UVI Jewellery;
Николай Кондратьев, заместитель генерального директора по развитию и аналитике 585* Золотой;
Татьяна Кофанова, партнёр налоговой практики «Деловые решения и технологии» (Делойт);
Открывая сессию, модератор – Вадим Серов, генеральный директор Ассоциации ювелиров, представил аналитические данные ювелирного розничного рынка России по итогам прошедшего года.
Так, по данным Федеральной пробирной палаты, по итогам 2022 года на спецучёте состоит 22 349 производителя ювелирных изделий. За три года их количество в целом снизилось на 37%, однако если сравнивать 2021 и 2022 годы, очевиден рост участников этого сегмента рынка: в 2021 на спецучёте состояло 20 623 предприятия.

3 152 участника рынка являются именниками, то есть могут сдавать изделия на клеймение. Однако, по данным ФПП, делают это лишь 2 266 предприятия. Возможно это связано с тем, что для изделий серебра это необязательная процедура, возможно ряд игроков просто числились, но не вели никакой деятельности.
Долю рынка в 97,3% обеспечивают в России 300 игроков, а всего их 2 275. При этом за последние три года предприятия топ-20 увеличили свою долю на 19%. Эксперты связывают такие изменения с общемировым трендом на консолидацию рынка.

Объём продаж в ювелирной рознице не так давно был скорректирован: обновлена методика расчёта. Это позволило Ассоциации ювелиров учитывать все объёмы продаж на маркетплейсах: сумма продаж составила 332 млрд рублей в 2021 году и 301 млрд в 2022. Падение объёмов на 10% объяснимы:
  • уход западных брендов и закрытие их физической розницы;
  • новый потребительский тренд на рациональные траты;
  • переориентация спроса на ювелирные изделия из серебра.
Аналитические данные подтверждают, что по этому показателю сегодня в тройке лидеров:
SUNLIGHT, 585* Золотой и SOKOLOV, также в пятёрке лидеров MIUZ и АДАМАС.
При этом по динамике роста выручки бесспорным лидером стал SOKOLOV: +450% за 2020-2021 годы и почти 87% за 2021-2022. SOKOLOV также лидирует в рейтинге сетей по динамике роста количества торговых объектов. За год компания открыла больше всех торговых точек – 83 (всего с учётом франчайзинга 427 торговых объекта). На втором месте по открытию торговых объектов – SUNLIGHT – 81 (всего 523 магазина).
Ассоциация ювелиров проанализировала представленность ювелирных сетей в разрезе плотности населения (количество ювелирных магазинов на 100 тысяч жителей). Впервые столичные города не возглавили рейтинг: Санкт-Петербург оказался лишь на шестой строчке, а Москва – на восьмой. Лидером стала Кострома: 140 ювелирных магазинов и самый высокий показатель в стране 22,6 магазина на 100 000 человек, а самая распространённая сеть – «Аметист». На втором месте Камчатский край – 50 магазинов, 15,9 магазинов на 100 тыс. человек, регион больше всего представлен локальными сетями – «Золотая кисть», «Цветные камни». На третьем — Магаданская область.

В целом, федеральные сети, которые являются лидерами рынка больше всего представлены только в Москве и Санкт-Петербурге – SOKOLOV и 585*Золотой. В регионах преобладают свои локальные сети: «Золотой Эрмитаж», «Сигма», «Золотая Русь», «Самородок», «Злата», «Золотые медведи» и другие.

При этом общее количество торговых объектов крупнейших ритейлеров за последний год заметно увеличилось (+3,1% за второе полугодие 2022 г.) и составило 2,98 тысячи.
Источник: Ювелир.INFO